Обращение психолога к родителям подростков
Уважаемые, папы и мамы! Бабушки и дедушки!
Ваш ребёнок входит в пору своего физиологического взросления. Этот возраст часто называют трудным и критическим. В первую очередь для самих подростков. Они ещё не взрослые, но уже не дети. Частая перемена настроения, неустойчивость интересов, поиски своей ниши в социуме – все это вносит определённые изменения в его характер, взаимоотношения с окружающими людьми и сверстниками.
Многие родители удивляются и обижаются на то, что подросток стал отдаляться и уделять больше времени своим друзьям, а не им, родителям. Все дело в том, что ведущей деятельностью подростков является общение со сверстниками. Очевидное физическое взросление меняет взгляды ребёнка на жизнь, его ценностные ориентиры. Все это происходит в наше непростое время, когда от режима изоляции, дистанционного обучения страдают сами родители. Подростки испытывают стресс от неизвестности, необъяснимости ситуации, отсутствия привычного образа жизни и невозможности общаться. Именно сейчас значение семьи для вашего ребёнка нельзя недооценивать. Ему, как никогда, необходимо ваше внимание, тепло и забота, понимание и доверие.
Чем вы, родители, можете помочь своему подростку сейчас?
- Заинтересованность в жизни подростка, поддержка. Ненавязчивая помощь родителей формирует доверительные отношения между детьми и родителями, что в свою очередь, поднимает самооценку подростков, способствует успехам в учёбе и нравственному развитию. Слабая поддержка родителей или её отсутствие может привести к неуверенности и низкой самооценке, импульсивным поступкам, слабой социальной адаптации, неустойчивому поведению.
- Умение родителей не просто слушать, а слышать своего ребенка. Понимать и сопереживать. Не все родители способны к эмпатии, т.е. не умеют сопереживать, понимать мысли и чувства своего ребенка. Это может способствовать развитию холодности и нечувствительности у ребенка.
- 3. Уважение к подростку, к его потребностям, помогают установить гармоничные отношения в семье.
- Как часто вопрос «Когда в последний раз вы говорили своему ребёнку, что любите его?» приводит родителей в тупик. «У нас в семье это не принято», «Мы этого не говорим своим детям» – частый ответ. Неуверенность ребёнка в том, что его любят, что он нужен, порождают у него неуверенность, холодность, замкнутость, неспособности выражать свою любовь к близким людям.
- Признание и положительная оценка со стороны родителей способствуют развитию уверенности и умения достигать успеха.
- Доверие к подростку. Недоверие к детям, как правило, свидетельствует о том, что родители проецируют на них свои собственные страхи, тревоги или чувство вины.
- Отношение к ребёнку как к взрослому, самостоятельному, умеющему брать ответственность за успехи в учёбе и поведение на себя. Достижение подростком самостоятельности происходит в процессе автономии, когда формируется собственная индивидуальность. Подростки ориентируются на иную, чем у родителей, систему ценностей, ставят перед собой иные цели, иные интересы и иные точки зрения.
- Сверхконтроль малоэффективен. Наиболее функциональными являются те семьи, где родители проявляют гибкость и терпение в своих взглядах и поведении. Излишняя требовательность, критичность и нетерпимость пагубно влияет на самооценку подростка, тормозит развитие его личности, что, в конце концов приводит к стрессовым ситуациям в отношениях между родителями и детьми.
- Личный пример родителей: умение подавать положительные примеры для подражания; жить по тем же правилам, которым родители учат детей. Дети отождествляют себя со своими родителями и те из них, кто гордится своими родителями, как правило, чувствуют себя достаточно комфортно в окружающем мире.
- Сотрудничество со школой. Если Вы стали замечать несвойственное вашему ребёнку поведение, что-то Вас беспокоит, не стесняйтесь обратиться за помощью к школьному психологу, классному руководителю, обсудите то, что происходит.
- Обязательно проявляйте интерес с кем общается ваш ребёнок. В том числе и в социальных сетях.
- Помните:Главные помощники родителей подростков в этот сложный период взросления и становления –
ВНИМАНИЕ, ТЕРПЕНИЕ, ПОНИМАНИЕ.
- Говорите с подростками на взрослом языке. Признайте, что Ваш ребёнок уже вырос и достоин, чтобы с ним говорили «на равных». Тон приказа сработает не Вашу пользу.
- Введите семейную традицию, когда семья, собираясь вечером (или раз в неделю) вместе, делится событиями, которые произошли с каждым из них в течение дня (недели).
- Нельзя высмеивать чувства своего ребёнка, минимизировать их значение. Они очень ранимы и уязвимы в этом возрасте.
- Не нужно проявлять агрессию, сохраняйте спокойствие и сдержанность. Знайте, что Ваша грубость вызовет ответную реакцию.
- У Вашего ребёнка появился объект увлечения? Не говорите о нем пренебрежительно и оскорбительно. Пригласите его (её) подругу (друга) в гости, познакомьтесь. Тогда Вы получите более правдоподобное представление о том, с кем Ваш ребёнок дружит.
- Помните, что подросток с одной стороны, очень нуждается в помощи родителей, сталкиваясь со множеством проблем, а с другой – старается оградить свой внутренний мир от бесцеремонного и грубого вторжения.
- Поддерживайте сильные стороны своего подростка. Не стоит комментировать отрицательные черты его характера.
- Помогите подростку самостоятельно мыслить и принимать решения. Не усиливайте зависимость от вас. «Это твой выбор», «Ты можешь отвечать за это», «Это твоё решение».
- Уважайте потребность в уединении. Это может показаться сложным, так как требует некоторой дистанции.
- Не вешайте ярлыков. «Ты глупый». «Ты ленивый». «Ты никогда ничего не добьёшься». Такое «навешивание» ведёт к тому, что предсказание исполняется само собой. Ведь дети склонны соответствовать тому, что о них думают родители.
- Избегайте крайностей: давать полную свободу так же неверно, как и «закручивать гайки».
- Используйте любую возможность, чтобы сказать ребёнку, что вы его любите.
Чтобы не заводить ваши отношения с подростком в тупик, обратите внимание на следующее:
- Замечайте даже незначительные изменения в поведении подростка, так как сначала асоциальное поведение проявляется эпизодически, ситуативно, и позже входит в привычку.
- Не злоупотребляйте наказаниями и запретами. Найдите причину или причины тревожащего вас поведения подростка.
- Говорите с ребёнком, избегая резких выражений.
- Помните: В ребёнка необходимо верить – это главное! Это величайший стимул к самосовершенствованию.
Чего НЕ следует делать по отношению к подростку?
- Не допускайте как неуважения к себе со стороны подростка, так и грубости по отношению к нему.
- Не применяйте угроз и не унижайте детей. Не применяйте физическую силу.
- Не начинайте разговоры с обвинений и не перебивайте, когда ребёнок объясняет свои поступки.
- Не отступайте от введённых в семье правил и традиций, разве что в необычных случаях.
- Не ревнуйте сына или дочь к друзьям, принимайте из в своём доме и старайтесь познакомиться поближе.
Комментарии